Сочинение на тему: "Образ маленького человека в русской литературе"
Суть и характер «маленького человека» несет на себе определенный акцент, который красноречиво был оставлен многими авторами русской литературы. Начиная, пожалуй, с М.Н.Карамзина, потянулась кудель осмысленного и откровенного повествования о жизни и судьбах слабых мира сего. Вслед за творчеством Николая Михайловича поспевали выходить на свет бессмертные романы и повести таких известных авторов, как А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.М.Горький, и, конечно же, А.П.Чехов. Безусловно были и другие гении, чьи заметки имели место и, возможно, повлияли на отношение народа к тем, что едва ли попадают в разряд людей.
Проблема и трагедия мира маленьких людей была, несомненно, актуальна во все времена.
Гениальные классики охотно брались за перо, очерчивая с разных сторон образ этого самого «маленького человека». Так кто это – маленький человек, что подразумевается под таким понятием, какой смысл несет это вполне понятное определение?
(Евгений из Медного всадника Пушкина)
Не лишним будет отметить, как возник и привлек внимание писателей и поэтов данный образ. Разумеется, «маленький» – здесь не значит кроха или лилипут. Маленький – то бишь униженный, тот, кого ставят в ряды робких и незаметных людей. Это скорей карикатурный термин, использованный для близкого восприятия народом смысла окружающих его обстоятельств.
(Башмачкин у Значительного лица из Шинели Гоголя)
Это нищие, обделенные жизни, на которые если и посмотрят, то свысока, и вскоре позабудут, как неприметный придорожный камень…Тем не менее, среди таких часто проявлялись и бунтари, которым не желалось влачить больше свое жалкое существование.
(Бунтарь Раскольников в своей каморке, Достоевский "Преступление и наказание")
На фоне толп «притоптанных» зачастую возникали яркие образы революционеров, разбойников и мятежников, что вошли в историю не понаслышке. Так, анализируя поведение выделившихся из серой толпы, многие авторы рождали целые произведения, посвященные отчаянным героям.
Каждый из авторов использует собственные метафоры, которые могли четко охарактеризовать ту или иную личность или же группу людей. И каждому удается заставить читателя по-новому взглянуть на судьбы и характер «маленьких людей». Но почти в каждом произведении одинаково контрастно выносятся образы обделенных и власть имущих.
(Мечтатель из Белых ночей Достоевского)
Пристального внимания заслуживают романы Достоевского «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», да и образ Мечтателя в "Белых ночах", где Федор Михайлович довольно громко описывает состояние своих героев, продолжая со все большим накалом развивать идею своих коллег-предшественников. Писатель с ловкостью чуткого психолога раскрывает души людей более высокого духовного образца, и то, как к ним относятся жестоко и не справедливо.
Наиболее ироничны и просты ранние чеховские картины. Уже по первым строкам и по кличкам действующих лиц можно определить - кто есть кто, и где суть причина появления данного повествования. Горькое существование низших масс народа не давало покоя писателям, поскольку в них искренне трепетала любовь к своему народу, каков бы он ни был. И что каждый из персонажей прежде всего – человек.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.